понедельник, 17 июня 2019 г.


Проект работы педагогов с детьми и родителями через использование совместных видов деятельности по формированию нормативного поведения их детей с расстройствами аутистического спектра

Паспорт проекта «У аутизма есть решение - нормативное поведение»
Время проведения проекта: 10.12.2018- 17.05.2019гг.
Вид проекта: педагогический.
Организация-заявитель: МАДОУ «Детский сад № 178» г. Перми
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный
Участники проекта: дети с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста, родители детей, воспитатель, специалисты ДОО.
Актуальность: в процессе взаимодействия личности и общества огромная роль принадлежит социальным нормам.  С ранних лет необходимо воспитывать у детей стремление и желание соблюдать нормы социального поведения. Но не все категории детей могут легко усвоить нормативное поведение. Особую сложность в усвоении нормативного поведения испытывают дети с РАС. Детям с РАС сложно самостоятельно усваивать навыки нормативного поведения, необходимо помогать им это делать, в основе всех видов помощи лежит совместная деятельность.
Таким образом, проблема заключается в поиске эффективных средств организации совместной деятельности, которые в наибольшей степени направлены на формирование поведения детей с расстройствами аутистического спектра.
Противоречие: у детей с РАС необходимо формировать нормативное поведение, но в условиях дошкольной образовательной организации возникают сложности в подборе средств для развития.
Объект проекта: процесс формирования навыков нормативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предмет проекта: организация совместной деятельности.
Цель проекта: формирование навыков нормативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Задачи проекта:
1.      Ознакомить воспитателей с проектом и методиками, направленными на формирование нормативного поведения.
2.      Разработать и проводить с детьми различные формы совместной деятельности для формирования нормативного поведения.
3.      Создать формы работы с родителями, для повышения компетенций родителей в вопросах об особенностях формирования нормативного поведения у детей с расстройством аутистического спектра.
4.      Создать сайт для предоставления информации о методах воспитания и обучения детей с расстройством аутистического спектра.
Прогнозируемый результат проекта:
      Освоение детьми элементарных навыков нормативного проведения.
     Формирование у детей потребности в сотрудничестве со взрослыми.
     Сплочение коллектива родители – воспитатели – дети.
  Формирование у родителей значимости диалога с воспитателем и другими специалистами.
Критерии эффективности:
1. Режим развития.  Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги и сотрудники, которые заинтересованы в работе с детьми с расстройством аутистического спектра.
2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное получение обратной информации от родителей.
3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.  Все формы и методы взаимодействия семьи и ДОО, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.
4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть активность своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно транслировать родителям положительного образа ребенка под девизом.  Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.
5. Основные принципы реализации. При организации работы с детьми и родителями: личностно-ориентированный и деятельностный подходы; открытость детского сада для семьи; сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Ресурсы:
1. Нормативно-правовое обеспечение
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26
• «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» 17 октября 2013 г. N 1155
• Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
2. Педагоги ДОО и другие специалисты (психолог, дефектолог)
3. Материально - техническое оснащение группы. Оборудование для совместной деятельности.
Риски:
·         Трудности в установлении эмоционального контакта с ребёнком (может потребоваться больше времени)
·              Возможно не регулярное посещение детского сада ребёнком
·          Сложности в создании конструктивного диалога с родителями ребёнка.
Предупреждение рисков:
·           учёт индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка;
·           учет индивидуальных особенностей семей;
· высокий уровень подготовленности мероприятий, которые заинтересовывают родителей.
Формами отчёта участников проекта:
·              презентация проекта на педагогическом совете;
·           создание индивидуальной программы по формированию нормативного поведения для каждого ребёнка с РАС;
·        размещение итогов работы по проекту на сайте «Тайный мир аутизма».

понедельник, 10 июня 2019 г.


Аутизм имеет репутацию одного из самых загадочных нарушений развития. Следует помнить, что аутичный ребенок все-таки скорее не может, чем не хочет общаться. Аутизм развивается не только потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении. Стремление ограничивать взаимодействие даже с близкими людьми, связано с тем, что именно они требуют от ребенка наибольшей активности, а как раз это требование он выполнить не может. Но, не нужно сразу ставить "клеймо". Прежде всего это дети! И акцентировать внимание необходимо на том, что они умеют, а не на том, что им недоступно.

понедельник, 11 марта 2019 г.



        В настоящее время актуальность проблемы психического здоровья детей значительно возрастает в связи с ростом нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств. Увеличение количества заболеваний  связано с ухудшением экологической обстановки в мире, усложнением производственных процессов, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и многое другое, что приводит к снижению уровня здоровья людей. 
Одним из психических расстройств, популярность которого растет является аутизм. Все заболевания и состояния, ведущей симптоматикой которых являются признаки аутизма, объединены в термин «расстройства аутистического спектра» (РАС).
В литературе, посвященной этой проблеме, велись и до настоящего времени ведутся научные споры по вопросам этиологии, патогенеза, клиники, прогноза, лечения расстройства аутистического спектра. То есть проблема аутизма настолько сложна, что требует дальнейших исследований. Интерес к ней состоит в том, что в педагогической, психологической, медицинской работе нет единых подходов. Для каждого человека с РАС, необходимо подбирать свой индивидуальный подход для установления контакта, обучения, лечения.